Первое, что вам нужно сделать, - это практиковать божественное неведение.
Другими словами, если вы понимаете, что не знаете, чем все на самом деле является, то вы становитесь очень скромными и очень правдивыми. И действительно, ваш смертный ум не имеет ни малейшего понятия ни о чем.
Возьмите, к примеру, дерево. Мы не имеем ни малейшего представления, чем в реальности является дерево. Мы говорим, что это дерево, мы принимаем это, как должное. Тем не менее, откуда взялось дерево? Мы родились в мире, в котором люди рассказали нам, что это дерево, когда мы были еще детьми! И мы говорим: «Ладно, это дерево». Но если вы подумаете об этом, то окажетесь полностью в состоянии неведения, ибо не будете иметь понятия, что здесь делает дерево. Какова его цель? Откуда взялось первое дерево? О чем мы говорим? Мы не знаем.
Мы смотрим на полезные ископаемые, на золото и серебро. И нашему уму они кажутся очень дорогими. Каждый человек хочет иметь золото и серебро. Но именно мы, как человеческие существа, дали им имена и придали им ценность. Мы говорим, что золото такое дорогое, потому что его трудно добывать, потому что оно блестит и этого достаточно. То же самое с серебром. Но что это такое на самом деле? Какова его цель? Откуда оно взялось? Это же верно для всего на этой земле.
Возьмите кошку. Что такое кошка? Честно говоря, мы не имеем об этом ни малейшего понятия. Мы родились в мире, в котором люди сказали нам, что это кошка, когда мы были еще детьми. Если бы люди назвали ее деревом, то мы называли бы кошку деревом. Именно мы дали имена всему. Таким образом, в практике Божественного неведения мы признаемся сами, что на самом деле ничего не знаем. Мы действительно ни о чем не имеем понятия. Что это делает с нами? Это делает нас смиренными. Это развивает смирение. Вместо того, чтобы думать, полагая, что мы что-то знаем, вместо того, чтобы верить, будто нам что-то известно, мы понимаем, что мы ни черта не знаем на этой земле. Все просто существует и мы принимаем это как должное.
Мы видим гору, мы привыкли к ней. Мы видим воду, мы привыкли к ней. Нам трудно понять, что вода держится на Земле и мы держимся на Земле. Мы называем это тяжестью. Мы дали этому имя. Однако, что бы ни делали ученые, пытаясь понять все это, ни один ученый никогда не понимал эти вещи. Наука только говорит нам, чем что-то кажется и что представляет собой молекулярная природа. Но у нас нет никакого понимания того, почему все это здесь.
Мы смотрим на самих себя, как на, так называемые человеческие существа. Что мы здесь делаем? Почему мы здесь? Откуда мы произошли? Мы не знаем. Таким образом, для человека, который хочет стать освобожденным, Божественное неведение является очень важным. Это своего рода сдача.
Нам сказали, что мы должны жить определенной жизнью, делать определенные вещи, становиться специалистами в определенных областях. Зачем, если нам в любом случае суждено умереть? Какой смысл 25 лет учиться, становиться профессиональным инженером, врачом, адвокатом, если нам придется расстаться со всем этим. Средний человек не хочет принимать это во внимание, ибо это слишком страшно! Средний человек не хочет расставаться со своими обязанностями, со своей работой, со своей семьей, со своей жизнью, будто это никогда не кончится. Но, увы, приходит старая добрая смерть и забирает нас.
Но мы не хотим думать об этих вещах. Мы не хотим принимать их во внимание. Мы хотим весело проводить время, мы хотим бегать туда и сюда, мы хотим стать лучшими в своей профессии, мы хотим получить миллионы долларов, мы хотим быть в полном здравии. Вот о чем мы заботимся. Но когда вы начинаете задумываться о том, что придется расстаться со всем этим, и что однажды вы покинете свое тело, то вам совершенно не хочется думать о этом.
Таким образом, в Адвайта Веданте первым шагом считается Божественное неведение, когда вы признаетесь себе: «Я не знаю. Я ничего не знаю!» Но большинство из нас никак не хочет этого. Мы хотим, чтобы люди думали, будто мы знаем! Таким образом, мы говорим, говорим и говорим обо всем, чтобы люди думали, будто мы знаем. Но мы ничего не знаем. Знать, что вы ничего не знаете, - это и есть Божественное неведение. Не знать, что вы не знаете, — это просто невежество.
Начните с Божественного неведения. Развивайте это прекрасное смирение, эту скромность, о которых я говорю. Признайте, что вы ничего не знаете. Тогда вы увидите себя в качестве Экрана, который занимает все время и пространство. И попытайтесь понять, что ваша «человечность» исходит из этого Экрана. Без Экрана, без Сознания, вас не будет вовсе.